C 4 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г. идет второй этап «нерабочих дней с сохранением заработной платы» в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». До этого «Нерабочие дни» были введены в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Указом Президента РФ от 25.03.2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней».
Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ определяет порядок работы организаций на территории г. Москвы. Объявленные «нерабочие дни» и Указ Мэра Москвы вызвали огромное количество вопросов со стороны кадровых и бухгалтерских служб организаций. Ниже мы приводим наши комменарии в отношении работы организаций с местонахождением в г. Москве.
Должны (могут) ли сотрудники организации работать в период «нерабочих дней»
Указы Президента РФ о «нерабочих днях» (№№ 206 и 239) носит обязательный характер для всех работодателей, действующих на территории России, а Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ (с учетом всех изменений) – для всех работодателей в г. Москве.
В Указах Президента РФ и Мэра Москвы уже определены или уточнены компании, который должны работать, и компании, которые не должны работать.
- Компании, которые должны работать – работают в обычном режиме. Никаких особенностей в этом случае для кадровика и/или бухгалтера нет.
- Компании, которые не должны работать. Такие компании в итоге разделились на 2 основные подгруппы:

- Одни организации закрылись на «нерабочие дни» – Таким организациям следовало издать приказ по общей деятельности организации о закрытии на «нерабочие дни».
- Вторые организации перешли на онлайн заказы и продолжают работать в прежнем режиме. Чаще всего они нанимают курьеров или заключают договоры с курьерскими компаниями.
Больше всего возникает вопросов у компаний, которые не могут отнести свою деятельность к какой-либо из указанных выше групп. У таких компаний возникают обоснованный вопросы по режиму работы в период «нерабочих дней».
Вносит ясность, по нашему мнению, в этот вопрос последний Указ Мэра Москвы от 04.04.2020 г. № 39-УМ, о том, что каждому работодателю следует разделить весь свой персонал на 3 категории.
- сотрудники, которых можно вывести на дистанционную работу;
- сотрудники, которые продолжают работать в офисе;
- сотрудники, которые переходят на режим «нерабочих дней», т.к. вывести на дистанционную работу их невозможно и, в то же время, организация не может обеспечить их прежними объемами работ в офисе.
Указ Мэра Москвы № 39-УМ предполагает предоставление организациями списков сотрудников с учетом указанной категоризации в электронном виде, определяет форму и порядок предоставления информации.