Одной из форм контроля за соблюдением налогоплательщиком или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах является выездная проверка. Она включает в себя изучение, анализ, сопоставление и оценку данных бухгалтерского и налогового учета, а при необходимости – принятие дополнительных мер, например, проведение экспертизы.
Выездная налоговая проверка – норма или крайняя мера?
Число выездных налоговых проверок снижается из в года в год. При этом растет их эффективность. Причиной этому послужили отказ от тотальных ревизий и переход к контролю, основанному на критериях риска (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Налогоплательщик, не соответствующий нормам, с большей долей вероятности попадет в план выездных проверок.
На спад проведения выездных налоговых проверок также повлияло развитие информационных технологий. Понимая, что транзакции отслеживаются, налогоплательщики отказываются от проведения сомнительных операций. В 2020 году зафиксирована минимальная доля налогового разрыва НДС – 0,43% от всех вычетов страны.
Таким образом, выездная налоговая проверка более не является обычной составляющей рабочих будней налогоплательщика, а стала крайней мерой воздействия на ведение деятельности с высоким уровнем налоговых рисков.

Какой порядок проведения выездной налоговой проверки?
Выездная налоговая проверка состоит из 4-ех этапов:
1 – подготовительные мероприятия
2 – предъявление решения руководителя или заместителя ИФНС о проведении проверки
3 – выезд к налогоплательщику, ревизия
4 – оформление итогов проверки
Местом проведения выездной налоговой проверки является офис налогоплательщика или место нахождения инспекции. Второй вариант не противоречит законодательству РФ в случае, когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
При налоговой проверке сопоставляются и анализируются документы и информация, влияющая на правильность исчисления, удержания и уплаты налогов в бюджет, в том числе:
- учредительные документы
- лицензии
- приказы об учетной политике, рабочие планы счетов бухгалтерского учета, бланки первичной документации и регистров учета, правила документооборота, порядок контроля за проведением хозяйственных операций и прочие документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики
- налоговые декларации и расчеты
- регистры налогового учета
- счета-фактуры
- книги покупок и продаж
- журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур
- книги учета доходов и расходов
- иные документы налогового учета
- бухгалтерская отчетность
- регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы, ведомости и пр.)
- договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним
- банковские и кассовые документы
- накладные, перевозочные документы, путевые листы
- акты приема-передачи и акты выполненных работ
- прочие учетные документы, свидетельствующие о фактах совершения налогоплательщиком хозяйственных операций
Проверка каждого отдельного документа состоит из: формальной проверки (это визуальное изучение), арифметической проверки (анализируется правильность расчетов), правовой проверки (рассматривается соответствие документа действующему законодательству), проверки достоверности сведений (то есть соответствие данных первичной документации фактической деятельности налогоплательщика или налогового агента). Аналогичный подход применяется к документам, оформленным в электронном виде.
Степень охвата проверки документов и информации может проводиться сплошным или выборочным методом. Сплошной метод является наиболее эффективным. Однако на практике его применение проблематично по объективным причинам. Объем документов настолько велик, что инспекторам ничего не остается как проверять выборочно.
В ходе выездной налоговой проверки особое внимание уделяется таким моментам, как:
- полнота устранения нарушений, выявленных предыдущей выездной налоговой проверкой
- наличие нарушений налогового законодательства в проверяемом периоде, аналогичных тем, что были выявлены предыдущей выездной налоговой проверкой
- проверка данных и поиск доказательств нарушений налогового законодательства, признаки совершения которых были установлены при проведении камеральной проверки, предпроверочного анализа, при исполнении требований об истребовании документов, а также при получении сведений от правоохранительных органов и иных внешних источников
- соответствие данных, полученных ИФНС, с данными, отраженными в документации проверяемого лица
- динамика показателей налогового учета и динамика данных бухгалтерского учета, имеющих значение для правильного исчисления налогов
- обоснованность получения налоговой выгоды
- наличие контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в налоговую инспекцию
- правомерность применения льгот, пониженных налоговых ставок, корректность расчета налогов
- исполнение обязанностей налогового агента
Какие права у налоговой инспекции при проведении выездной налоговой проверки?
Налоговые инспекторы вправе:
- истребовать необходимые для проверки документы
- проводить осмотр территорий, помещений, документов, предметов проверяемого лица
- привлекать специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
- использовать для проверки информационные ресурсы местного, регионального и федеральных уровней, а также информационные ресурсы третьих лиц (к примеру, СПАРК – это «Система профессионального анализа рынков и компаний»)
- направлять запросы в банк, компетентные органы иностранных государств
- допрашивать свидетелей
- проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика
- проводить экспертизу в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле
- проводить выездную налоговую проверку совместно с сотрудниками ОВД
- приостанавливать проведение выездной налоговой проверки и др.
Какие нарушения допускают проверяющие при проведении выездной налоговой проверки?
Налоговый кодекс РФ устанавливает ряд ограничений при проведении выездных налоговых проверок. В частности, выездная налоговая проверка не может длиться более двух месяцев. Однако указанный срок разрешается продлевать до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Также предусмотрены особенности и для проведения дополнительных мер. Например, это относится к выемке.
Рассмотрим судебную практику в пользу налогоплательщиков:
- в описи изъятых документов к протоколу выемки было указано только наименование изъятых папок и коробок; подробная опись документов с указанием их наименования, а также идентифицирующих признаков отсутствовала (Постановление АС Поволжского округа от 20.12.2019 № Ф06-55252/19 по делу № А06-841/2019)
- налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления оригиналов документов в любом ином порядке, кроме установленного ст. 94 НК РФ, в том числе в судебном (Постановление АС Северо-Западного округа от 13.10.2016 № Ф07-9642/16 по делу № А05-4835/2016)
- если налогоплательщиком предоставлено помещение, где сотрудники инспекции, проводящие выездную налоговую проверку, могут ознакомиться с подготовленными копиями истребованных документов, то нет оснований для проведения выемки (Определение ВС РФ от 01.04.2020 № 306-ЭС20-3977 по делу № А06-841/2019)
- формальное указание в постановлении о производстве выемки на наличие оснований, предусмотренных ст. 94 НК РФ, может свидетельствовать о том, что это постановление было принято без достаточных на то оснований (Постановление АС Центрального округа от 12.02.2019 № Ф10-6195/18 по делу № А54-2414/2018)
- формальное проведение выемки документов и так находящихся у налогового органа является незаконным (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.08.2014 № Ф02-3411/14 по делу № А74-6105/2013)
Подводя итог вышесказанному, выездная налоговая проверка имеет ряд правил и нюансов, знать которые следует каждому налогоплательщику, ведь только так можно обнаружить нарушение своих прав и своевременно обратиться в вышестоящий налоговый орган, а если потребуется и в судебную инстанцию для защиты своих интересов.